Краткая справка:
Палех находится на территории Ивановской области. Растояние до Иванова - 64 км. Расстояние до ближайшей ж/д станции Шуя - 32 км.
Герб Палеха -
Население - 6,5 тысяч человек.
Река города - Палешка.
История Палеха:
Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.
Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.
Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км. Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.
История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.
«… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».
Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.
В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15—16 вв. («Акафист Спасителю» — середина 18 века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец 18-го – начало 19 веков).
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати — 1769 г.).
В начале 20 века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий, но это дело не привилось.
Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.
Эпоха с 1923 по 1927-28 годы была временем самых заметных сдвигов и завоеваний, временем самой настойчивой творческой работы мастеров. Новое содержание, новый строй образов, новые материалы и техника внесли глубокие изменения в формы традиционного иконописания.
Достопримечательности Палеха:
Комплекс церкви Знамения в Палехе
Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя - Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П.Н.Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота. В юго-западном углу ограды расположен дом священника. Живописная группа построек с подчеркнуто-парадным южным фасадом образует комплекс, который являетсяглавным композиционным акцентом в панораме села и органично вписывается в окружающий пейзаж
Крестовоздвиженский храм (подворье Николо-Шартомского мужского монастыря) Палеха
Крестовоздвиженская церковь построена в 1774 году в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Она состоит из четырех приделов: главный - под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвертый - верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. В основании колокольни - четверик, на нем удлиненный восьмерик, который завершается шатром. На наружной восточной стене храма композиция "Воздвижение креста", выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя - Егор Дубов.
Убранство храма, находящиеся там произведения древнерусской живописи, создали ему славу музея еще в начале 20-го столетия. А настенные росписи в храме профессор искусствоведения А.В.Бакушинский назвал "последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции".Крестовоздвиженский храм был расписан в 1807 году палехскими иконописцами. Руководили росписью московские художники братья Сапожниковы. В росписи живописно-картинная манера сочетается с иконописной.
В 1992 году Крестовоздвиженский храм был передан Ивановской епархии и стал частью Николо-Шартомского мужского монастыря.
Имеется возможность принять до 6 чел. паломников в домике на подворье. У храма имеется автостоянка на 10 автомашин, подъезды с асфальтовым покрытием.
Ремесла и промыслы Палеха:
В ХVI - ХVII веках в селе зарождались различные ремесла. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии "палехским письмом". Палехские иконы славились особой тонкостью исполнения темперными красками с применением золота.5 декабря 1924 года была образована артель древней живописи. Эта дата считается днем рождения нового вида искусства - палехской лаковой миниатюры. Основоположниками его были И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.П.Вакуров, И.И.Зубков, Н.М.Зиновьев.
Стиль палехской лаковой миниатюрной живописи отличается условной формой изображения: стремлением к символике образа, метафоричностью изобразительного языка. Композиция строится на черном фоне, который является пространственной средой, объединябщей все элементы изображения: людей, животных, птиц и т.д. В палехской миниатюре используются традиции древнерусской живописи - это письмо темперными красками, разведенными на яичной эмульсии, декорирование на основе использования сусального и твореного золота.
Все изделия, выпускаемые предприятиями, - авторские, с применением ручного труда. Предприятия специализируются на производстве изделий лаковой миниатюрной живописи из папье-маше.
Технология производства изделий из папье-маше подразделяется на 3 многооперационных цикла:
изготовление полуфабриката;
живопись;
оценка и окончательная отделка изделий.
Ассортимент продукции: шкатулки, пудреницы, солонки, пластины, складни, броши, кулоны, яйца, иконы, книжные иллюстрации, стенная роспись. Палех издревле славился также изделиями мастериц художественной строчки и вышивки. Начало этого ремесла уходит корнями в XV век. В декабре 1929 года в Палехе была создана строчевая артель, а в октябре 1960 года она реорганизована в строчевышивальную фабрику, которая объединила артели деревень Большие Дорки и Крутцы. В 1966 году построено двухэтажное здание фабрики, на которой работало более 400 человек.
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Отдых в Палехе:
Туристы приезжают в Палех в основном для того, чтобы увидеть продукты ремесленного творчества его жителей. В связи с этим, в Палехе часто проводятся (например, в музее Лаковой миниатюры) не только экскурсии, но и мастер-классы по изготовлению шкатулок, брошей, иконописи и пр.
Наиболее популярными местами отдыха в Палехе являются:
ГостиницаЭконом категория
155620, Россия, Палех, ул.Полевая, д. 1
Тел. :+7 () 22-401
ЧАСТНАЯ МИНИ-ГОСТИНИЦА СОЗДАННАЯ ДЛЯ ТЕХ,КТО НУЖДАЕТСЯ В УЕДИНЕНИИ И УЮТНОЙ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ."ПАТИО"- ЭТО ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ 3-ЭТАЖНЫЙ КОТЕДЖ С УДОБНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЙОНАМИ,ЦЕНТРАЛЬНЫМ И АВТОЗАВОДСКИМ, НАПРОТИВ ТРЦ "ПАРК-ХАУС"
КовчегЭконом категория
155620, Россия, Палех, пер.Музейный, д. 1
Тел. :+7 () 22-093
ЧАСТНАЯ МИНИ-ГОСТИНИЦА СОЗДАННАЯ ДЛЯ ТЕХ,КТО НУЖДАЕТСЯ В УЕДИНЕНИИ И УЮТНОЙ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ."ПАТИО"- ЭТО ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ 3-ЭТАЖНЫЙ КОТЕДЖ С УДОБНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЙОНАМИ,ЦЕНТРАЛЬНЫМ И АВТОЗАВОДСКИМ, НАПРОТИВ ТРЦ "ПАРК-ХАУС"
Видео-ролик о Палехе.
Палех находится на территории Ивановской области. Растояние до Иванова - 64 км. Расстояние до ближайшей ж/д станции Шуя - 32 км.
Герб Палеха -
Население - 6,5 тысяч человек.
Река города - Палешка.
История Палеха:
Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.
Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.
Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км. Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.
История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.
«… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».
Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.
В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15—16 вв. («Акафист Спасителю» — середина 18 века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец 18-го – начало 19 веков).
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати — 1769 г.).
В начале 20 века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий, но это дело не привилось.
Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.
Эпоха с 1923 по 1927-28 годы была временем самых заметных сдвигов и завоеваний, временем самой настойчивой творческой работы мастеров. Новое содержание, новый строй образов, новые материалы и техника внесли глубокие изменения в формы традиционного иконописания.
Достопримечательности Палеха:
Комплекс церкви Знамения в Палехе
Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя - Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П.Н.Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота. В юго-западном углу ограды расположен дом священника. Живописная группа построек с подчеркнуто-парадным южным фасадом образует комплекс, который являетсяглавным композиционным акцентом в панораме села и органично вписывается в окружающий пейзаж
Крестовоздвиженский храм (подворье Николо-Шартомского мужского монастыря) Палеха
Крестовоздвиженская церковь построена в 1774 году в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Она состоит из четырех приделов: главный - под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвертый - верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. В основании колокольни - четверик, на нем удлиненный восьмерик, который завершается шатром. На наружной восточной стене храма композиция "Воздвижение креста", выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя - Егор Дубов.
Убранство храма, находящиеся там произведения древнерусской живописи, создали ему славу музея еще в начале 20-го столетия. А настенные росписи в храме профессор искусствоведения А.В.Бакушинский назвал "последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции".Крестовоздвиженский храм был расписан в 1807 году палехскими иконописцами. Руководили росписью московские художники братья Сапожниковы. В росписи живописно-картинная манера сочетается с иконописной.
В 1992 году Крестовоздвиженский храм был передан Ивановской епархии и стал частью Николо-Шартомского мужского монастыря.
Имеется возможность принять до 6 чел. паломников в домике на подворье. У храма имеется автостоянка на 10 автомашин, подъезды с асфальтовым покрытием.
Ремесла и промыслы Палеха:
В ХVI - ХVII веках в селе зарождались различные ремесла. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии "палехским письмом". Палехские иконы славились особой тонкостью исполнения темперными красками с применением золота.5 декабря 1924 года была образована артель древней живописи. Эта дата считается днем рождения нового вида искусства - палехской лаковой миниатюры. Основоположниками его были И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.П.Вакуров, И.И.Зубков, Н.М.Зиновьев.
Стиль палехской лаковой миниатюрной живописи отличается условной формой изображения: стремлением к символике образа, метафоричностью изобразительного языка. Композиция строится на черном фоне, который является пространственной средой, объединябщей все элементы изображения: людей, животных, птиц и т.д. В палехской миниатюре используются традиции древнерусской живописи - это письмо темперными красками, разведенными на яичной эмульсии, декорирование на основе использования сусального и твореного золота.
Все изделия, выпускаемые предприятиями, - авторские, с применением ручного труда. Предприятия специализируются на производстве изделий лаковой миниатюрной живописи из папье-маше.
Технология производства изделий из папье-маше подразделяется на 3 многооперационных цикла:
изготовление полуфабриката;
живопись;
оценка и окончательная отделка изделий.
Ассортимент продукции: шкатулки, пудреницы, солонки, пластины, складни, броши, кулоны, яйца, иконы, книжные иллюстрации, стенная роспись. Палех издревле славился также изделиями мастериц художественной строчки и вышивки. Начало этого ремесла уходит корнями в XV век. В декабре 1929 года в Палехе была создана строчевая артель, а в октябре 1960 года она реорганизована в строчевышивальную фабрику, которая объединила артели деревень Большие Дорки и Крутцы. В 1966 году построено двухэтажное здание фабрики, на которой работало более 400 человек.
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Отдых в Палехе:
Туристы приезжают в Палех в основном для того, чтобы увидеть продукты ремесленного творчества его жителей. В связи с этим, в Палехе часто проводятся (например, в музее Лаковой миниатюры) не только экскурсии, но и мастер-классы по изготовлению шкатулок, брошей, иконописи и пр.
Наиболее популярными местами отдыха в Палехе являются:
ГостиницаЭконом категория
155620, Россия, Палех, ул.Полевая, д. 1
Тел. :+7 () 22-401
ЧАСТНАЯ МИНИ-ГОСТИНИЦА СОЗДАННАЯ ДЛЯ ТЕХ,КТО НУЖДАЕТСЯ В УЕДИНЕНИИ И УЮТНОЙ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ."ПАТИО"- ЭТО ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ 3-ЭТАЖНЫЙ КОТЕДЖ С УДОБНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЙОНАМИ,ЦЕНТРАЛЬНЫМ И АВТОЗАВОДСКИМ, НАПРОТИВ ТРЦ "ПАРК-ХАУС"
КовчегЭконом категория
155620, Россия, Палех, пер.Музейный, д. 1
Тел. :+7 () 22-093
ЧАСТНАЯ МИНИ-ГОСТИНИЦА СОЗДАННАЯ ДЛЯ ТЕХ,КТО НУЖДАЕТСЯ В УЕДИНЕНИИ И УЮТНОЙ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ."ПАТИО"- ЭТО ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ 3-ЭТАЖНЫЙ КОТЕДЖ С УДОБНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ МЕЖДУ ДВУМЯ РАЙОНАМИ,ЦЕНТРАЛЬНЫМ И АВТОЗАВОДСКИМ, НАПРОТИВ ТРЦ "ПАРК-ХАУС"
Видео-ролик о Палехе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий